Опубликовано: 11 мая 2021
Реклама последние 20 лет меняла язык и сознание, помогала избирать президентов и лишать граждан денег, а также выручала артистов и режиссеров, когда не хватало на реальное кино. Тут представлены основные ролики, слоганы и кампании в истории России: такой рекламы огромнее не делают, но что изменилось?
1990. «Мовен»
Слоган
Вам пора и вам пора с вентиляторным заводом заключать договора
Отчего значимо
Реклама была и в советские времена - но в основном государственная. Дикие, фантасмагорические мюзиклы, пропагандировавшие продукцию Московского вентиляторного завода, стали первым блестящим манифестом новой эры - правда их обаятельная наивность, безусловно, происходила откуда-то из докапиталистических времен.
1992. Первая общественная реклама
Слоган
Позвоните родителям!
Отчего значимо
1-й прецедент, когда реклама продает не товар, но ценности: в сделанном идеально в советской стилистике ролике показывают чаек, которые позабыли о своих родителях. И никакого подвоха.
1992. «МММ»
Слоган
Я не халявщик, я партнер
Отчего главно
Бесхитростные ролики про то, как богатеют незадачливые обыватели, принудили миллионы граждан довериться «МММ», а Леня Голубков стал символом 1990-х с их огромными верами, огромными падениями и огромными аферами.
1992. Банк «Империал»
Слоган
Всемирная история. Банк «Империал»
Почему важно
Вероятно, основное произведение русской рекламы с точки зрения высокого искусства. Пять лет на экранах страны идет дорого снятый сериал Тимура Бекмамбетова, рассказывающий истории из жизни восхитительных исторических деятелей. Тамерлана, Суворова, Александра II, Нерона и многих других население страны отныне представляет себе по роликам «Империала».
Середина 1990-х. Herschi Cola
Слоган
Вкус победы
Почему важно
1990-е в России - время эрзац-продуктов: пока транснациональные корпорации не решаются зайти в юную рыночную экономику, их творчески копируют ушлые местные. Локальных кол в то время было много, но затейливо названная Herschi Cola была ярче всех - раньше каждого вследствие рекламе про обаятельного рыжего троечника Сидорова, развившей эстетику «Ералаша» до полного панк-рока.
1995. «Русский проект» на ОРТ
Слоган
«Дима, помаши маме!», «Все у нас получится» и другие
Почему важно
Едва ли не самое сильное, что было сделано за всю историю общественной рекламы в России: с подачи Константина Эрнста Денис Евстигнеев снимает серию задушевных мини-фильмов (в ролях - Мордюкова, Михалков, Гердт и прочие народные актеры), которые обязаны осведомить с трудом выживающему населению страны, что в жизни все-таки есть место ясным моментам и нерушимым ценностям.
1995. Водка «Белый орел»
Слоган
«Ты кто?» - «Я - Белый Орел!»
Почему важно
Галлюциногенный крупнобюджетный бред роликов агентства «Премьер-СВ» (которое рекламировало водку, журнал «ТВ-парк», но в основном, кажется, само себя) зафиксировал мятежный дух московских 90-х не дрянней фильма «Ширли-мырли».
1996. Предвыборная кампания Бориса Ельцина
Слоган
Голосуй или проиграешь
Почему важно
На то, дабы отвести от страны так называемую коммунистическую угрозу и переизбрать весьма непопулярного первого президента РФ на 2-й срок, заодно с русскими медиа работал фактически каждый существовавший в стране рекламный бизнес. Итог: рост поддержки за полгода с 3 до 53 процентов.
1997. Налоговая полиция
Слоган
Заплати налоги и живи спокойно
Почему важно
Государство тоже понимает силу рекламы - и начинает применять ее не только во время выборов. Любознательно, что по сюжету ролик, советующий гражданам не забывать о заполнении налоговых деклараций, безусловно одинаков текущим рекламам средств от импотенции - только в задачах здесь повинен не организм, а сугубо внешние обстоятельства.
1998. Snickers
Слоган
Не тормози. Сникерсни
Почему важно
Шоколадки фирмы Mars - одна из основных примет нового русского потребления примера 1990-х. К моменту происхождения глагола «сникерсни» батончик теснее превратился в так сказать фольклорный персонаж - что и было браво использовано авторами радостной и разбитной кампании, в которой модный парень закатывал в снег любимую и происходили прочие комические обстановки.
1998. «Шок»
Слоган
Шок - это по-нашему
Почему важно
Ролики, раскручивавшие шоколадный батончик, сами по себе были придуманы остроумно - но исключительно кстати оказался слоган: страна переживала дефолт, отставки премьеров и вторую чеченскую, и фраза «Шок - это по-нашему» стала самым точным изложением протекающего.
2000. Пиво «Толстяк»
Слоган
«Ты где был?» - «Пиво пил». «А мужики-то не знают»
Почему важно
В какой-то момент русские изготовители рекламы начали выдумывать мемы и приколы теснее осмысленно, осознав, видимо, что основное свидетельство фурора слогана и ролика - когда их пародируют в КВН. Добрый упитанный мужчина из роликов «Толстяка» был огромнее схож на незадачливого шукшинского мужичка, чем на реального покупателя напитка, но каждом, как водится, хотелось верить в лучшее. Основная звезда «Толстяка» Александр Семчев до того поспел засветиться в роликах Twix, но реально запомнился именно тут.
2000. Stimorol
Слоган
Иногда лучше жевать, чем говорить
Почему важно
Бывает и так, что переводные слоганы по-русски звучат успешнее, чем в оригинале. Ироническая фраза, применявшаяся в рекламе Stimorol, безусловно, класснее подходила к русской политике 1990-х - но и в нулевых пригождалась по самым различным поводам.
2000. Sprite
Слоган
Имидж - ничто, жажда - все. Не дай себе засохнуть
Почему важно
Еще одна метареклама - о том, что реклама есть, в сущности, иллюзия. Плюс, схоже, тут впервой в истории русской индустрии поднята тема сексуальных меньшинств. Плюс слоган-пословица - вернее, даже две пословицы разом.
Предисловие 2000-х. Tide
Слоган
Вы все еще кипятите? Тогда мы идем к вам
Почему важно
Примитивный, в всеобщем-то, прием - подтверждение конкурентных превосходств бренда путем эксперимента над покупателем - выстрелил, видимо, вследствие весьма узнаваемым типажам русских домохозяек и увлекательной прическе ведущего. Ну и финально, вследствие дикой трэш-пародии Владимира Епифанцева при участии топора.
10 лет спустя...
2010. «Адская белочка», антиалкогольная кампания Минздрава
Слоган
Бухаете? Тогда я иду к вам
Почему важно
Государство также начинает постигать вирусные спецтехнологии: ролики про одержимую белочку, правдоподобно символизирующую белую горячку, очевидно в большей степени рассчитаны на пользователей «Вконтакте» и dirty.ru, чем на традиционную телеаудиторию. Еще никогда общественная реклама не выглядела так дико.
2012. Чикен-шейк в McDonald’s
Слоган
Сыпь, тряси, мешай, кусай!
Почему важно
Изумительно блестящая рекламная вспышка для текущих диетических и нравственных времен: примерно что детская порнография со стилизацией под японские аниме.