Опубликовано: 27 июня 2024
Как зарождались супер-бренды
Victoria's Secret
Некогда Рой Реймонд решил сделать своей жене презент и отправился в магазин в поисках прекрасного женского белья. Он долго бродил среди стеллажей с продукцией, растерявшись в «потустороннем» мире женских принадлежностей. И даже продавцы, обученные обслуживать женщин, не смогли помочь ему сделать покупку. Так Рой и ушел с пустыми руками, но с революционной идеей. В 1977 году он открывает свой 1-й магазин - «Victoria’s Secret», позиционированный как новейший тип магазинов женского белья. Магазин сочетал в себе европейскую элегантность с дружественной атмосферой, в которой даже мужчины ощущали себя удобно. А запустив программу по реализации белья через каталоги, Реймонд совершил подлинный переворот в самом подходе к продажам нижнего белья в мире.
Впрочем, через пять лет Рой Реймонд был вынужден продать Victoria’s Secret Лесли Векснеру, который сразу же избавился от образа «райского уголка для мужчин», сделав ставку на женскую аудиторию. Модное нижнее белье от Victoria’s Secret стало позиционироваться, как доступная роскошь.
KFC
Одна из старейших сетей фастфуд ресторанов в США была основана Гарланом Сандерсом (1890-1980), когда тому было за 60. До этого он вел скромную жизнь. Имея всего 6 классов образования, к 40 годам Гарлан поспел сменить несколько десятков профессий. Он торговал шинами, был кочегаром, военным, кондуктором, помогал фермерам, работал разносчиком и многое другое. Перепробовав массу профессий, он так и не нашел ни одной, в которой мог бы продержаться долгое время. Семья жила бедно, но жена переносила все неудачи супруга стойко, и до последнего верила в него.
В 1930 году Сандерс открывает свою автомастерскую. Затем он решает, что необходимо сделать небольшую столовую для заказчиков. Гарлан выделил под столовую одну комнату мастерской (в остальных жила его семья). В этой комнате находился обеденный стол и 6 стульев. Еду Сандерс готовил прямо на домашней кухне. Очень скоро его автомастерская прославилась на весь Кентукки своей жареной курятиной. Она получила название: «Кентуккийский жареный цыпленок Гарлана Сандерса». Все заказчики подмечали вкус его приправы, которую он готовил из 11 разных специй.
В 1937 году он открывает мотель Sanders Court & Cafe. В 50-е годы Сандерс начал продавать своих цыплят «по Гарлану Сандерсу» другим ресторанам по всей Америке. В начале 60-х годов, заказчиками Гарлана Сандерса были несколько сотен ресторанов США.
Woolworth
Основатель крупнейшей сети магазинов Woolworth и изобретатель продуктовых ценников и супермаркетов обнаружил инсайт, позволивший ему сколотить миллионы. Застенчивый и заикающийся юноша из деревни в возрасте 21 года устроился помощником продавца в маленький магазинчик. В то время цена на товары, расставленные на прилавке за продавцом, не указывалась. Продавец «на глаз» определял платежеспособность клиента и называл свою цену. Дальше клиент либо торговался, либо уходил. Бедный Фрэнк вовсе не умел и даже опасался зазывать клиентов, хвалить товар, и торговаться. Он так сильно боялся, что однажды даже упал в обморок прямо во время работы. В наказание владелец магазина оставил его торговать одного на целый день, пригрозив, что если выручка будет меньше обычной дневной, то он его уволит.
Перед открытием магазина Фрэнк прикрепил к каждому товарам бумажку с минимально допустимой ценой (прообраз современного ценника). Весь залежавшийся товар, сваленный на складе, он выложил на громадный стол, прикрепив к нему табличку с надписью «Все по пять центов». Стол он поставил около окна так, что и товар, и табличку было видно с улицы. И трясясь от ужаса стал жидать клиентов, спрятавшись за прилавком.
Весь товар был раскуплен за несколько часов, а выручка за день была равна недельной. Клиенты, подержав товар в руках и увидев написанную на нем цену, не торгуясь отдавали деньги.
Фрэнк ушёл от работодателя, занял денег и открыл свой магазин. В 1919 г. империя Вулворта состояла из тысячи магазинов, а личное состояние Фрэнка составляло приблизительно 65 миллионов.
Nintendo
История японской компании, специализирующейся на создании компьютерных игр и игровых консолей, началась в 1889 году. Тогда компания именовалась Marufuku выпускала игральные карты в специальном японском жанре, которые раскрашивались вручную, а после этого покрывались лаком. В 1902 году компания начинает производить карты по западной технологии, которая в то время японцам была неизвестна, и скоро становится одним из лидеров индустрии азартных игр.
В 1970-х годах Nintendo переходит от карт к простым игрушкам. В то время было придумано уйма увлекательных игрушек: автомат для подачи бейсбольных мячей "Ultra Machine", механическая рука "The Ultra Hand" и шутливое адаптация для тестирования уровня любви "Love Tester". В 1978 году Nintendo занялась производством аркадных игр.
Pampers
Ведущему химику-технологу компании Procter & Gamble Виктору Миллзу, помогавшему своей дочке ухаживать за детьми, доводилось неоднократно вытягивать из под собственных внуков мокрые пеленки, стирать и сушить их. Процесс ему не нравился и хотелось как-то облегчить себе жизнь. Тогда в голову пришла идея одноразовой «пеленки» - складчатой прокладки с высокой поглощающей способностью, которую планировалось поместить в трусы специальной формы. Первые модели Миллз испытал на собственных внуках - он вообще все испытывал на членах своей семьи. В то время, когда все чистили зубы зубным порошком, его жена и дочка делали это жидкой зубной пастой, которую придумал Миллз. После нескольких экспериментов с различными материалами Миллз разработал для P&G новейший продукт, тот, что стали выпускать под торговой маркой Pampers, ставшей нарицательной.
Sela
Борис Остроброд уехал из СССР в начале 90-х годов в Израиль. Там он поселился в Тель-Авиве и занялся торговлей. Он стал возить в Россию купальники из Израиля. Маленькая партия первых купальников, купленных Остробродом совместно с братом Аркадием Пекарским на свои небольшие сбережения, разошлась фактически мгновенно.
Дальше последовала работа с китайцами. После первых продаж Борис осознал, что настоящего успеха можно добиться, только взяв под свой контроль производство. Что он и сделал. В конце концов, знаменитые в мире бренды, занимающиеся производством одежды, тоже шили ее в Китае. Раз они сумели ввести контроль качества там, то отчего бы не попробовать?
Так возник бренд Sela, основным рынком которого стала Россия. В это же время все производство продукции было сфокусировано в Китае, а штаб-квартира компании расположена в столице Израиля Тель-Авиве. Увлекательно, что само слово Sela в переводе с иврита обозначает «скала».
Nike
Фил Найт был бегуном на средние дистанции в команде Орегонского института. Он был довольно посредственным спортсменом. Но но он точно знал, насколько ужасны привезенные кроссовки. В это же время немецкие Adidas для большинства людей в 60-е годы были настоящей роскошью, потому что стоили гораздо дороже местных изделий, хоть и были в десятки раз выше по качеству. Найт решил исправить обстановку и сделать компанию Blue Ribbon Sports, которая производила бы недорогие кроссовки, которые по качеству не уступали бы немецким Adidas и Puma.
Найт пришел к итогу, что изготовить качественные, и в тоже время недорогие кроссовки, можно только производя их в Азии. В 1964 году, вложив в дело по 500 долларов, Найт и его тренер Бауэрман заказали 300 пар кроссовок у японской компании Оницука Тайгер (в текущее время ASICS). Фил стал продавать японские кроссовки в США прямо из своего фургона.
Продажи начали расти, и помаленьку бизнес стал перерастать из мелкой перепродажи чужих кроссовок в производство своих под брендом Nike.
Hilton
В июне 1919 года в расположенный в штате Техас город Сиско прибыл Конрад Хилтон, которому тогда исполнился 31 год. Он недавно испытал разорение своего первого предприятия - банка, не продержавшегося на плаву и года. После его ликвидации у Конрада осталось еще 5 000 долларов, и он собирался открыть новый банк либо, если получится, приобрести готовый. Но очень скоро его планы поменялись.
В поисках ночлега он зашел в местную гостиницу Mobley. Банкира-неудачника поразили толпившиеся в вестибюле люди, которые буквально дрались за свободные комнаты. Толпы клиентов - это настоящая мечта всякого бизнесмена, подумал в тот момент Хилтон. А вот обладателя отеля происходящее не радовало, и выяснилось, что он не прочь продать свой 60-комнатный Mobley. Этого было довольно, чтобы Хилтон навсегда забыл о банках. Через несколько дней он стал владельцем своей первой гостиницы, а через шесть лет открыл в Далласе 1-й отель своего имени - Dallas Hilton.
Adidas и Puma
После Первой мировой войны, в начале 1920 года Дасслеры на семейном совете решили организовать семейное дело - пошив обуви под брендом Dassler. Первой продукцией семьи Дасслер были домашние тапочки и ортопедическая обувь для тренировок спортсменов - инвалидов (которых было много после войны). Материалом для них служило списанное военное обмундирование, а подошвы вырезали из ветхих автомобильных покрышек.
В 1924 году была основана «Обувная фабрика братьев Дасслер». Два брата с противоположными нравами дополняли друг друга - Адольф - мирный и уравновешенный изготовитель, в то время, как Рудольф - энергичный и коммуникабельный продавец. Через год Адольф изобрел и сшил первые в мире футбольные бутсы с шипами, которые выковывали кузнецы братья Целяйн. Футбольная модель оказалась комфортной и вместе с гимнастическими тапочками стала основной продукцией Дасслеров. На летних олимпийских играх 1928 несколько спортсменов выступали в обуви Дасслеров.
После гибели отца в 1948 году братья поссорились и, поделив фабрики, основали новые фирмы - Adidas и Puma. После развала семейного предприятия братья друг с другом не разговаривали, а Puma и Adidas стали самыми озлобленными соперниками.
Mars
В 1911 году 28-летний Фрэнк Марс на деньги, заработанные на торговле сладостями, которой он занимался с 19 лет, открывает вместе с женой личный магазин. Кондитерская лавка располагалась прямо в доме Марса, а торговля велась через окно кухни. Ассортимент кондитерской лавки состоял из конфет с различными начинками, которые Фрэнк и Этель лепили вручную.
Как-то раз Марс со своим сыном прогуливался по городу, и сынишка попросил папы приобрести ему шоколад. В те годы шоколад продавался только на развес, также, как и стиральные порошки компании Henkel. Для людей это создавало неудобство, особенно в жаркие летние дни - даже если быстро есть стремительно таявший на солнце шоколад, можно было очень легко им испачкаться. В этот момент Фрэнк задумался, а что если?... И это «если» воплотилось в маленьких кусочках шоколада, которые были завернуты в фольгу.
В результате шоколадный батончик под наименованием Milky Way стал хитом продаж молодого предприятия за считанные дни. В 1925 году новый батончик был признан лидером на рынке шоколадок.Продажи неуклонно росли и компания прогрессировала дальше, открывая новые рынки для продажи своей продукции.